Жизнь в стиле Quattro, или как менялась самая известная система полного привода в мире
Практически у каждого крупного автопроизводителя есть своя выдающаяся технология, которая делает машины особенными: например, у Honda есть система I-Vtec, у Citroen – гидропневматическая подвеска, у Volvo – это передовые системы безопасности. В один ряд сюда можно поставить также систему полного привода Quattro от Audi.
I поколение Quattro (1980 - 1987)
Концепцию легкового автомобиля со всеми ведущими колесами Audi начала прорабатывать еще на рубеже 70 и 80-х годов. Первым результатом этих научно-производственных работ стала раллийная модель Audi Quattro, которая дебютировала в 1980 году и была одним из безоговорочных лидеров на спортивных соревнованиях раллийной группы Б в 1-й половине 80-х.
Самый первый автомобиль Audi оснащенный полным приводом Quattro
- Audi 100 в кузове C3 (в США – Audi 5000);
- Audi 80 в поколении B2 (в США – Audi 4000);
- Audi Quattro Coupe (в наши дни переименован в Ur-Quattro (нем. пра-кватро)).
I поколение системы Quattro «без купюр»
Принцип действия первого поколения системы Кватро – это постоянный полный привод со свободны центральным дифференциалом и функцией ручного управления из салона. Также Quattro 1 первого поколения оснащалась передним дифференциалом без блокировки, распределение же момента на заднюю ось было управляемым.
II поколение Quattro (1987 - 1995)
Второе поколение полного привода Quattro появилось в 1987 году. Основное новшество – вместо свободного центрального дифференциала, теперь в системе применяется Torsen 1 поколения с самоблоком. При нормальных дорожных условиях, крутящий момент распределяется в пропорции 50х50, в случае же ухудшения сцепления с дорогой, «самоблок» перекидывает до 75% тяги на ту ось, где лучше сцепление.
Audi 80/90 оснащались полным приводом Quattro 2 поколения
2 поколение полного привода Quattro от Audi пробыло на конвейере 7 лет и «захватило» сразу 2 поколения моделей немецкого бренда:
- Audi 80/90 в поколениях B3 и B4 (после 1991 года);
- Audi 100/200 в поколении C4;
- Audi S2 (B4);
- Audi RS2 Avant (B4);
- Audi Coupe Quattro (B3).
III поколение Quattro (1988-1994)
Система полного привода Quattro третьего поколения разработана эксклюзивно для премиальной модели Audi V8 (предтеча A8). Особенности данной конструкции в том, что подразумевалось сразу 2 варианта строения трансмиссии в зависимости от типа коробки передач:
- Для машин с механикой использовались сразу два самоблокирующихся дифференциала Torsen Type 1 (центральный и задняя ось). Такое решение позволяет корректировать крутящий момент не только между осями, а и между задними колесами.
- Для Audi V8 Quattro с АКПП применили центральный дифференциал с планетарной передачей, многодисковой блокировкой и электронным управлением. На задней оси – Torsen Type 1.Передний дифференциал в обоих случаях – свободный, без блокировок.
Audi V8 с полным приводом Quattro 3 поколения
IV поколение Quattro (1995-2006)
Данное поколение системы полного привода ознаменовало переход от ручного управления блокировкой дифференциала к электронному. Также у этой системы начал применяться центральный редуктор Torsen Type 2 (агрегат второго поколения).
Основное его отличие от Type 1 – это асимметричная конструкция, за счет нее, дифференциал может перенаправлять больше крутящий момент на заднюю ось в ситуации, когда проскальзывает передняя.
Torsen Type 2 лучше себя проявляет в условиях плохих дорог, а также на скользкой поверхности (дождь, снег, грязь и т.п.). В свою очередь, «симметричный» Torsen Type 1 лучше себя ведет на ровном и сухом асфальте, обеспечивая хорошую управляемость.
- Audi A4/S4/RS4 в кузове B5;
- Audi A6/S6/RS6 в кузове C4 и C5 (1997-2005);
- Audi Allroad Quattro;
- Audi A8/S8 D2 и D3.
V поколение Quattro (2006 - 2010)
Первое изменение – появление 3 поколения межосевого дифференциала Torsen – Type 3, или Type C. В обычном режиме, он распределяет крутящий момент двигателя в пропорции 40:60 (передняя и задняя ось), однако в экстремальной ситуации, с помощью ESP (система стабилизации), система может «перекинуть» все 100% тяги на одну ось. В свою очередь, задний и передний осевые дифференциалы – свободные с электронной блокировкой EDL. Пятое поколение Кватро дебютировало на Audi RS4 в кузове B7 (2006 г.) и устанавливалось на все модели с поперечным мотором с 2007 по 2010 года включительно.
Отдельного внимания заслуживает система Quattro со спортивным дифференциалом задней оси, который обеспечивает векторизацию крутящего момента. На практике, агрегат разработанный и производимый компанией Audi, распределяет тягу между колесами задней оси, оказывая таким образом, влияние на поворачиваемость и стабилизацию.
VI поколение (2010-2016)
Шестая генерация фирменной системы полного привода Audi дебютировала в 2010 году и получила центральный дифференциал с плоскими зубчатыми колесами, который заменил Torsen Type C. Он был разработан инженерами Ауди и позволяет перенаправлять до 70% тяги на переднюю ось, и до 85% - на заднюю.
Audi Quattro Ultra (2016 – наши дни)
На начало 2020-х годов – самая актуальная версия полного привода Quattro от Audi. Она обеспечивает оптимальное распределение момента сцепления между передними и задними колесами для повышения сцепления и управляемости автомобиля в различных дорожных условиях. Вот основные ее преимущества:
- Экономия топлива: Один из ключевых преимуществ Quattro Audi Ultra заключается в том, что система способствует снижению расхода топлива в повседневном движении, так как она переключается в режим переднего привода, когда дополнительное тяговое усилие на заднем приводе не требуется. Это позволяет улучшить экономичность автомобиля.
- Улучшенная динамика: В моменты, когда максимальное сцепление необходимо, например, на скользкой дороге или при активном маневрировании, Quattro Audi Ultra обеспечивает отличную управляемость и устойчивость автомобиля, что делает его более безопасным и приятным для водителя.
- Адаптивность к различным дорожным условиям: Эта система также способна быстро реагировать на изменения дорожных условий, включая сухие, мокрые, заснеженные или обледенелые дороги.
Система Quattro Audi Ultra оснащается двумя муфтами которые используются для управления передачей момента сцепления между передними и задними колесами. Вот как они работают:
В обычных условиях её большая часть момента сцепления передаётся на передние колеса, что помогает экономить топливо и уменьшать износ заднего привода. Если же датчики и алгоритмы системы определяют необходимость, муфта центрального дифференциала может начать постепенно перераспределять момент сцепления к заднему приводу для улучшения сцепления и управляемости в условиях с низким сцеплением.
Полноприводная трансмиссия Audi Quattro Ultra с двумя муфтами
В свою очередь, вторая муфта дифференциала размещена на задней оси автомобиля и управляет распределением тяги между правым и левым задним колесом. Таким образом, она может регулировать крутящий момент на оси и придавать машине больше устойчивости и маневренности.
Полный привод автомобилей Audi с поперечным расположением двигателей
Компания Audi является частью концерна Volkswagen, поэтому некоторые модели выпускает на общей платформе с авто материнской корпорации. По этой причине, у некоторых машин бренда вместо привычной компоновки с продольным расположением мотора, двигатель располагается поперечно.
- Audi TT (платформы PQ34, PQ35, MQB);
- Audi A3/S3/RS3 (платформы PQ34, PQ35, MQB);
Полноприводная схема Audi для машин с поперечным расположением мотора
Особенностью работы машин Audi с поперечным расположение мотора и приводом на все колеса через Haldex, является то, что в обычном режиме такие автомобили являются переднеприводными. В случае же возникновения проскальзывания колес, подключается задняя ось и крутящий момент передается туда. В зависимости от обстановки, электроника может передавать до 100% на заднюю ось.
Помимо собственно муфты, в состав такой системы входит один или 2 осевых дифференциала с электронной блокировкой EDL (Electronic Differential Lock). Те версии машин Audi, у которых такая блокировка есть только на передней оси, не могут двигаться в ситуации, когда сцепление утрачено передней осью и одним из задних колес.
Вязкостная муфта и полный привод Borg Warner в конструкции автомобилей Audi
Отдельного внимания заслуживают эксклюзивные решения систем полного привода, реализованные в определенных моделях Ауди. Так, например у среднемоторного суперкара Audi R8 распределение тяги по осям осуществлялось посредством вязкостной муфты. В нормальных условиях, крутящий момент распределяется в пропорции 15/85 в пользу задней оси.
Полноприводная схема Quattro для Audi R8
В свою очередь, кроссовер Audi Q7 оснащается системой полного привода с центральным дифференциалом Torsen Type 3, которая была разработана компанией Borgwarner (США). Применение этих элементов обусловлено общей с VW Touareg платформой, для которого и была разработана система передачи тяги на все колеса.
Как видно, система полного привода Quattro прошла долгий эволюционный путь от ручных, механических блокировок до умного электронного управления. Эта система задала новые стандарты в сегменте легковых полноприводных автомобилей, в любом поколении дарит удовольствие от вождения и обеспечивает чувство уверенности на дороге.
Так что если возникли проблемы у системы Quattro вашей Audi, либо нужна какая-нибудь другая запасная часть - Arazborka поможет в этом вопросе. Заходите на наш сайт и заказывайте для своих авто оригинальные комплектующие по лучшим ценам.
Товары
Все
4
Коробка передач
1